Математика для всех

МАТЕМАТИКА ДЛЯ ВСЕХ, МАТЕМАТИКА ДЛЯ КАЖДОГО
Уважаемые родители!

Если вы читаете этот текст, значит, ваш ребёнок либо учится по учебнику «Математика» авторов Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П., либо вы пока находитесь в поиске подходящей вам программы обучения и хотите разобраться, зачем и как сделан наш учебник.
Мы, авторы курса математики в Образовательной системе «Школа 2100», готовы к разговору с вами и начнём с обсуждения основных причин, по которым был написан этот во многом новый, но в то же время опирающийся на лучшие традиции российского математического образования учебник.
Начнём с того, что все взрослые россияне когда-то учились в школе и, конечно же, изучали математику. В результате этого обучения всех нас можно условно разделить на три группы.
Одних учили так, что они смогли стать профессиональными математиками. Другие ими не стали, но с успехом используют математические знания и умения для решения самых разных задач, в том числе и жизненных. Третьих учили так, что они навсегда поверили в свою неспособность к математике и ушли из школы со стойким ощущением неуверенности в своих силах и неприязни к этому предмету.
К сожалению тех, кто относится к третьей группе, довольно много.
При этом подавляющее большинство родителей убеждено, что раньше-то математику в школе преподавали лучше, чем это делается сейчас, а уж учебники в те давние времена уж точно были значительно лучше тех, по которым учатся наши дети. А тем, кто математике не выучился, просто «не дано» её знать, уж больно сложен предмет. Математика – предмет для избранных, одарённых.
Такая убеждённость кажется нам следствием хорошо произведённого внушения.
А может быть, дело обстоит не совсем так, как писали и пишут в газетах, журналах, Интернете? Мы убеждены, что действительно не каждый может стать профессиональным математиком, для этого нужен талант, одарённость, это правда, но вот знать основы математики, которые позволяют достаточно свободно решать многие жизненные задачи, может каждый.
Хорошо научить фундаментальным основам математики можно практически всех, если только правильно этим заниматься. Так же, как и рисовать, и петь, и танцевать.
Наша первая и основная задача – создать условия, при которых ребёнок не боится и хочет учиться.
Многие из нас до сих пор вспоминают страх публичного позора, ситуации, когда ты стоишь один перед целым классом и не можешь ответить на вопрос учителя.
Систематически испытываемый страх ошибки не одному человеку помешал научиться мыслить и решать задачи. Страх – вот первый враг познания.
Другим, возможно, этот страх не знаком, зато вспоминается ощущение скуки, ненужности выполняемой на уроке работы.
Систематически испытываемая скука в процессе учения – второй враг познания.
Как же должен быть устроен курс математики, чтобы защитить ребёнка от этих врагов?
Есть несколько основных, давно проверенных и доказанных учёными позиций. Учиться надо, во-первых, в игре, во-вторых, в ситуации взаимопомощи, поддержки и свободного общения; в-третьих, задачи должны соответствовать возрасту и возможностям того, кто учится.
При этом задачи надо решать свои, не слишком лёгкие и не чрезмерно сложные для того, кто их решает, те, что именно решающего научат рассуждать.
Есть ещё одна важнейшая вещь, просто необходимая для того, чтобы стать успешным в математике. Мы с вами должны научить детей читать математические тексты. Да, да, именно так. Уметь читать – это, прежде всего, понимать смысл прочитанного. Умеешь читать задачу, понимаешь условие – сможешь её решить обязательно.
Что же мы, авторы этого курса математики, сделали для того, чтобы создать все перечисленные выше условия к учению для наших детей?
Мы начинаем обучение математике с игры, рисования и конструирования. Почему мы так делаем? Ответ очевиден: это то, что понятно малышам, соответствует их возрасту, вызывает у них интерес. А во что же мы играем? Моделируем вместе с детьми элементарные жизненные ситуации, для решения которых мобилизуются умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать элементарные обобщения и выводы, считать и вычислять.
Играя, мы создаём ситуации взаимопомощи и поддержки. Чуть позже, используя специальные приёмы и методы, мы учим детей умело общаться, работать в диалоге. В математике это просто необходимо, ведь решение трудной, по-настоящему интересной задачи зачастую можно найти только в мозговом штурме.
Одновременно, как только дети обучаются грамоте, мы учим их читать и понимать математические тексты, используя для этого специальные приёмы технологии продуктивного чтения. Именно поэтому так необычны тексты наших задач. Они заставляют постоянно думать, анализировать, делать собственные выводы и умозаключения.
И делается это всё не в ущерб математическому содержанию, а именно на его основе, на учебных задачах.
Наши учебники построены на принципе, позволяющем выстраивать индивидуальные траектории продвижения детей в курсе математики. Этот принцип называется минимакс. Он делает учебник похожим на слоёный пирог, где есть основа, «корж» – это базовые, обязательные для всех задачи, дальше идёт «прослойка» задач повышенного уровня сложности для тех, кто уже готов и хочет их решать, и, наконец, задачи максимального уровня сложности, так называемый встроенный математический кружок. Это те задачи, на которых может проявиться математическая одарённость маленького математика, пока даже и не подозревающего о своих талантах.

 

Комментарии запрещены.